Археологическая практика

Археологическая практика в Великом Новгороде.

Последние три года студенты, обучающиеся на кафедремузейного дела и охраны памятников философского факультета СПбГУ,  в соответствии с договором заключенным между СПбГУ и «Центром по организации и обеспечению археологических исследований» Новгородского музея-заповедника выезжают для прохождения учебной музейно-археологической практики в г. Великий Новгород.

Археологическая учебная практика является частью основной образовательной программы философского факультета СПбГУ. Её основной целью является формирование у студентов, специализирующихся в области музейного дела и охраны памятников, навыков работы с археологическим материалом, закрепление знаний по методике полевой работы, полученных в ходе освоения курса «Археология». Все это необходимо для того, чтобы выпускники  могли успешно работать в организациях, которые занимаются охраной культурного  наследия.

Наряду с учебными целями, определенными программой,  выездная практика ставит перед собой и воспитательные задачи, без которых невозможна подготовка будущего специалиста. В ходе практики, когда студенты включены в совместную деятельность, совместный отдых и быт, происходит формирование коллектива. Это положительно сказывается на становлении личности, корректировки поведения в обществе, а также дальнейшем обучении.

Великий Новгород был выбран местом проведения практики не случайно. Этот город известен всему миру как центр древнерусской культуры. В нём сохранилось значительное количество интереснейших памятников архитектуры и монументальной живописи, ежегодно проводятся археологические исследования. Новгород уже многие годы является базой для студенческих практик. На археологические раскопки сюда приезжают студенты из многих ВУЗов России. Археологический центр Великого Новгорода берет на себя решение вопросов  размещения студентов в общежитиях города.

Для того, чтобы практика не была формальной, а запомнилась студентам на долгие годы – как один из интересных периодов их студенческой жизни, кафедра заранее разрабатывает программу работы, рассчитанную на все дни пребывания студентов в Великом Новгороде. Помимо работы на раскопе, практикантампредоставляется возможность посетить памятники истории и культуры Великого Новгорода.

Поскольку практика - музейно-археологическая, в культурную программу обязательно входит посещение Новгородского государственного объединенного музея-заповедника,где студенты знакомятся с экспозициями: «История Новгорода и Новгородской земли с древнейших времен до XVIIв.», «Золотая кладовая Великого Новгорода», «Христианские древности. Художественный металл XI-XIXвв.», «Древнерусское резное дерево», «Русская икона XI-XIXвв. в собрании Новгородского музея». Интересующиеся живописью посещают экспозиции музея изобразительного искусства,где представлены полотна российских живописцев XVIII-XXвв.: Айвазовского, Антропова,  Боровиковского, Брюллова, Репина, Рокотова и др.

Также в программу практики входит посещение музея деревянного зодчества «Витославлицы», памятников Новгородского Кремля и Торговой стороны, Юрьева  и Антониева монастырей, Перынского скита.  Эти экскурсии  обычно  проходят в выходные дни, когда работы на раскопе не производятся. Кроме того, ежедневно вечером студентам предлагаются пешеходные прогулки с руководителем практики по историческим местам Великого Новгорода. Обычно за 11 дней пребывания в Великом Новгороде студенты успевают осмотреть до 20 новгородских храмов.

Обычно местом прохождения археологической практики становится Троицкий раскоп, который расположен на территории исторического Людина конца, у начала Троицкой– Пробойной улицы. Археологические изыскания на этой территории ведутся с 1973 года. Самые ранние слои на этом раскопе датируются 20-30 годами X века.  Троицкий раскоп это «ведущий» и наиболее интересный раскоп в Новгороде. Здесь прекрасно сохранился средневековый культурный слой; он насыщен остатками деревянных построек, индивидуальными находками и уникальными памятниками письменности – берестяными грамотами. Работа на этом археологическом объекте требует от студентов особого внимания при переборке культурного слоя и зачистке вскрытых сооружений.

Для того, чтобы работа на раскопе всегда проходила в «штатном режиме», вместе со студентами на исследуемом объекте всегда находится руководитель практики – преподаватель кафедры (археолог по образованию). В его задачу входит непосредственный контроль за переборкойкультурного слоя, разъяснение методов работы и объяснение функционального назначения найденных во время проведения работ артефактов. Он же следит за выполнением правил техники безопасности на раскопе.

 За время археологической практики студентами кафедры  музейного дела и охраны памятников СПбГУ было  найдено много интересных находок. В их числе стеклянный сосуд XIII в, костяной гребень с орнаментом, орнаментированная рукоять ножа из кости, шиферное пряслице с процарапанным знаком собственности, деревянная лопата и др. Главной  же находкой за время практики стали пять фрагментов берестяных грамот. Четыре из них были обнаружены Настей Навныка.

Плотный график работы на раскопе и «культурный» досуг были организованы таким образом, что у студентов оставалось ещё время на реализацию собственных интересов. Они успевали загорать, купаться в Волхове, гулять по вечернему городу и посещать знаменитое своими пирожками новгородское кафе «Колобок».


Руководитель музейно-археологической практики, ст. преп. кафедры  музейного дела и охраны памятников философского факультета,

Людмила Валентиновна Королькова