Музейно-ознакомительная практика

C первого по десятое июля в городе Ярославль, в рамках учебного плана, для студентов, окончивших второй курс, проходит музейно-ознакомительная практика. За семь дней студенты посещают более десятка больших и малых музеев, частных и государственных, временные выставки, как в самом Ярославле так и в Ярославской области: г. Ростове Великом, г. Рыбинске, селе Карабиха, селе Вятское.

Благодаря усилиям ученого секретаря музея-усадьбы Н.А.Некрасова Карабиха, Елены Вадимовны Яновской, много лет организующей прием наших студентов в Ярославле, нас встречали ведущие сотрудники, принимавшие студентов не как обычных туристов, но как будущих коллег, что отражалось на отношении и специфике предоставляемой информации. Нам не только показывали достижения (например, реэкспозиция выставки «Слово о Полку Игореве» в Ярославском музее-заповеднике на средства гранта фонда В. Потанина), но и делились наболевшими проблемами и бедами (в том же музее-заповеднике сотрудники сетовали на удручающие результаты работы дизайнера при построении экспозиции в историческом отделе).

Казалось бы, и это отмечали студенты почти в каждом посещаемом учреждении, острейшая проблема финансирования стоит на первом месте в музеях, зависящих от госбюджета, и отсюда вытекают все остальные, но в частных музеях, где проблема финансирования не так остра, существуют свои сложности, связанные, в первую очередь, с отсутствием профессиональных музейщиков, что обуславливает весьма приблизительное представление о научном подходе к созданию именно музея, а не выставки, инсталляций, перформансов, либо иных подобных форм подачи материала.

Наибольший интерес в этом отношении у студентов вызвал историко-культурный комплекс в селе Вятское, где усилиями крупного бизнеса идет активное возрождение села. Достаточное финансирование, а также тот факт, что историко-культурный комплекс возглавляет профессиональный музейный сотрудник, с многолетним опытом работы в одном из ярославских музеев, показывают нетипичный для современной России пример взаимодействия культуры и бизнеса. Генеральному директору музея нами был задан вопрос, к сожалению, оставшийся без ответа: каким сегодня является статус коллекции и что ее ждет в случае прекращения деятельности компании-спонсора?

Также, за время практических занятий, было охвачено большое количество памятников церковной и гражданской архитектуры. Во время общения с представителями музеев и церкви поднимались наиболее актуальные на сегодняшний день вопросы о том, в каком пространстве следует находиться церковным предметам, являющимся произведениями искусства. У студентов была возможность из «первых рук» узнать и почувствовать, насколько данная проблема беспокоит и одну сторону, и вторую, увидеть примеры попыток решения данных вопросов, с учетом интересов всех сторон. Помимо проблемы передачи ценностей и зданий в ведение церкви, студенты познакомились с примерами работы реставраторов, художников, археологов, историков, культурологов, направленной на сохранение и изучение этих памятников, позволившей им сделать вывод о том, что кому бы ни принадлежал памятник, проблема его сохранности остается актуальной и требует решения.

Зачастую, в подобных беседах, учащиеся задавали неудобные и даже бестактные, с точки зрения общества, но столь необходимые для будущих профессионалов, вопросы, и слышали максимально полные ответы, позволяющие получить верное, нерафинированное представление о современной жизни «провинциальных», как их называют сами сотрудники, музеев.

Вновь и студенты, и сотрудники кафедры убедились в необходимости проведения подобных выездных учебных мероприятий. Студентами петербургского ВУЗа была получена максимально полная профессиональная информация, овладеть которой практически невозможно иными способами. Путем сравнительного анализа, учащиеся теперь могут оценивать ту или иную специфику в работе музейных учреждений с разным финансированием, количеством сотрудников и предметов в коллекциях, работу реставраторов и специалистов в области сохранения культурного наследия из разных уголков страны, не акцентируя внимание только на крупнейших музеях, с работой которых они сталкиваются много чаще во время учебного процесса.


Куратор практики А.В. Кузьмин